/ Новости /

Восстановление бухгалтерского учёта

Бизнес обязан вести налоговый и бухгалтерский учет. Это его обязанность вне зависимости от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности или формы налогообложения. Для некоторых форм предпринимательской деятельности предусмотрена упрощенная форма, не более.

Ведение бухгалтерского учета — сложная многоаспектная задача, которую необходимо выполнять согласно действующего законодательства, международных, национальных стандартов, методических рекомендаций. Нарушение в бухучете имеет последствия как для компании, так и для ее должностных лиц. Предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (преднамеренные действия).

Важно понимать, что ошибки в бухгалтерском учете — это не критично. Есть возможность их исправить, привести всю первичную и отчетную документацию согласно действующих стандартов, в том числе и с исправлением информации в автоматизированных базах учета. И решает подобную задачу восстановление бухучета.

Восстановление бухгалтерского учета

В каких случаях нужно восстанавливать бухгалтерский учет

Основные причины, связанные с восстановлением бухгалтерского учета, это человеческий фактор. Далее более подробно. Но бывают и иные факторы, влекущие за собой такую потребность. Например, повреждена информационная база в 1С из-за поломки компьютера; утеряна часть документов по причине техногенной катастрофы и т.д. Ограничений, которые позволяли или нет использовать такой формат помощи предприятию, нет. Сами собственники и иные должностные лица могут принять подобное управленческое решение.

Основные ситуации, когда необходимо восстанавливать бухучет:

  1. Учет в компании отсутствует. Как бы странно это не звучало, но подобные ситуации на практике встречаются часто. Они свойственны именно малому бизнесу, которые не может оплачивать услуги хорошего бухгалтера и пытается справиться собственными силами. Иногда собственник банально не знает, как вести учет, иногда он о нем забывает. Бывают ситуации, когда наемный сотрудник обещает выполнять поставленные задачи, а потом банально исчезает. И в таком случае необходимо на основе имеющихся документов восстанавливать хронологию хозяйственных операций.
  2. В результате внутренней или внешней проверке выявлены грубые нарушения. Здесь может быть все, что угодно — от банальных опечаток до некорректного формирования финансовой и налоговой отчетности. Например, неправильно определена база налогообложения, некорректно проведена оценка активов при выбытии или принятии, отсутствуют документы по основным операциям. Все это — вина конкретного сотрудника или целой бухгалтерской службы. Как правило, причина — некомпетентный персонал. Результат — доначисление налогов, штрафов, плохая репутация среди налоговой инспекции и контрагентов, инвесторов.
  3. Изменение налогового режима. Компания имеет возможность как перейти с общей системы налогообложения на упрощенку (при соответствии установленным критериям), так и при достижении определенных “критических” значений доходности с упрощенки перейти на ОСНО. Вне зависимости от этого важно — не только уведомить налоговую, но и корректно отредактировать весь бухгалтерский и налоговый учеты. Доначислить новые налоги, откорректировать в расчетах применяемые ставки налогообложения и т.д. Здесь множество нюансов, о которых не всегда знают даже опытные бухгалтера. Ведь в зависимости от ситуации учет требуется не просто начать вести по-новому, а восстановить его с конкретной точки — сначала календарного года.

Каждая ситуация рассматривается индивидуально. И есть два варианта восстановления:

  • частичное, когда необходимо откорректировать конкретный блок. Например, участок учета оборотных и внеоборотных активов, объектов интеллектуальной собственности и т.д. Бывают ситуации, когда нужно восстановить только некоторые операции по конкретному циклу операций, а иногда требуется просто заново заполнить документы по работе с определенным партнером.
  • полное восстановление, когда нужно скорректировать ведение учета по всем участкам. Не всегда это свидетельствует о том, что учёта нет вообще. Просто из-за работы неопытного непрофессионального сотрудника ошибки могут быть по всем направлениям.

Этапы восстановления бухгалтерского учета

Восстановление бухучета проходит примерно по такому алгоритму.

Анализ

Важно не просто выявить ошибки, а понять их масштаб, определить объем работы. Оценивается наличие или отсутствие конкретных документов, их корректность, грубость допущенной ошибки, ее влияние на иные участки учета и временные периоды. Например, неправильно определенная база налогообложения влечет за собой некорректно рассчитанную сумму налога как за квартал, так и за полугодие, год.

Важно понимать, какие бумаги подлежат корректировки, что нужно пересчитать, что исправить. Определяется важность конкретной информации. Анализ сторонней организацией может проводится с учетом выборки и уровня существенности (используются специальные расчеты и формулы). Допущенные ошибки могут быть существенными и влиять на результат баланса, как пример, так и абсолютно не него не влиять. Изучению подлежат как бумажные, так и электронные носители информации. Если просто утеряны первичные документы бумажного формата, их легко можно восстановить при наличии электронной базы в системе автоматизированного учета. А вот наоборот сложнее.

Инвентаризация

Инвентаризационные мероприятия могут быть направлены как на конкретный участок — запасы, денежные средства, основные средства, так и охватывать одновременно все участки, но с использованием конкретной выборки по каждому направлению. Конечно, невозможно провести ревизию всего и сразу. Но опытные специалисты понимают, что важно для конечного результата и в каких направлениях искать ошибки, а что можно пропустить ввиду их несущественности.

Ревизия взаиморасчетов с дебиторами, кредиторами, поставщиками, покупателями.

Могут проводится проверки с выездом к контрагенту. Как правило, проводится выборочная проверка с уточнением наличия первичных документов, счетов на оплату и т.д.

Восстановление первичной документации и регистров учета

Вариантов, как это сделать, несколько: первичку можно изъять из электронной базы, запросить у контрагента. На ее основе уже откорректировать существующие регистры в электронном виде (при наличии информационной базы предприятия).

Формирование исправленной отчетной документации, корректировка расчетов по налогам и обязательным платежам

На этом важно не просто подать уточненную отчетность, но и дополнительно еще доплатить недоимку по налогам, возможно пеню и штраф.

Каждая ситуация требует индивидуального рассмотрения. Для некоторых предприятий возможно использования такого алгоритма, для некоторых потребуется расширенный перечень опций.

Восстановление бухгалтерского учета инструкция

Кому поручить восстановление бухгалтерского учета

Восстановить бухгалтерский учет можно двумя способами:

  1. Без использования сторонних специалистов. Организация собственными силами проводит аудит, выявляет ошибки и исправляет их. Теоретически, такой вариант возможен, но в крупных организациях, где есть финансовые возможности содержать и штат бухгалтеров, и аудиторов, и налоговых консультантов. С другой стороны, даже при финансовых возможностях не всегда возможно “копать” вглубь проблемы. Логично, что если персонал понимает в чем ошибка, то он ее вообще бы не допускал на практике.
  2. С привлечением сторонних специалистов, работающих в аутсорсинговых компаниях. Такой вариант более рационален, экономически выгоден, поскольку обеспечивает минимизацию ошибок, предлагает полную материальную ответственность исполнителя. Бухгалтерские фирмы имеют исключительно опытных специалистов с практическими навыками работы. Заказчик получает возможность одновременно получить помощь бухгалтера, аудитора, специалиста по налогам, юриста, экономиста и т.д. И все это в рамках одной услуги.

Мировая практика свидетельствует о том, что все большее число организация выбирают именно второй вариант. Бухгалтерским аутсорсингом пользуются от 60 до 85% успешного мирового бизнеса. Это экономически рационально. Плюс предоставляет возможность получить некие гарантии, в том числе и материальные, в отношении того, что учет бизнеса на 100% соответствует законам конкретной страны. А при необходимости и МСФО.

Наши услуги