Восстановление бухгалтерского учета: этапы и план

Ведение бухгалтерского и налогового учета – это законодательно установленная обязанность как для ИП, так и для предприятий любой формы собственности, сферы деятельности. От качества документооборота, точности, корректности ведения учета зависит не только правильность принятия управленческих решений. Это влияет на оптимальность коммерческой деятельности – минимизацию расходов, максимизацию доходов, увеличение рентабельности бизнеса.

Восстановление учета – это комплексная процедура, позволяющая привести бухучет и соответствующую документацию в нужный законодательно правильный формат, который необходим для нормального функционирования как самого предприятия, так и для проверки его деятельности контролирующими органами.

Восстановление бухгалтерского учета

Что входит в процесс восстановления б/у

Процедура проводится в соответствии с теми целями, которые преследует компания:

  • получение положительного аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности;
  • создание полной системы бухучета, позволяющей в будущем самостоятельно фиксировать все хозяйственные операции, составлять первичные документы, формировать финансовые отчеты;
  • предотвращение блокировки расчетных счетов или конфискации имущества;
  • автоматизация бухгалтерского, налогового учета с восстановлением утерянных ранее документов.

Этапы и план процедуры

Восстановление учета проводится по определенному алгоритму действий. План работы помогает четко оценить спектр работы, масштабы нарушений, время на проведение процедуры и те результаты, которые могут быть достигнуты привлекаемыми в работу специалистами.

Алгоритм восстановления бухучета:

  1. Комплексный аудит. Проводится комплексный анализ, диагностика существующей системы учета. Составляется перечень выявленных нарушений.
  2. Формирование плана работы с указанием тех участков учета, которые необходимо восстановить. Детализируются выявленные ошибки. Прогнозируются сроки восстановления.
  3. Подписание договора о сотрудничестве между заказчиком и исполнителем. Фиксируются права и обязанности сторон.
  4. Планирование методологии восстановления, мероприятий и процедур, которые будут применяться.
  5. Непосредственное восстановление бухгалтерского учета. Работы проводятся в рамках того объема, который указан в договоре.
  6. Разработка комплекса рекомендаций, позволяющих в дальнейшем предотвратить допущенные ранее ошибки. Оптимизация работы компании в соответствии с ее потребностями.

Способы восстановления

Восстановление учета может проводиться с помощью реализации двух способов:

  1. Полное восстановление. Реализуется посредством комплексной проверки и выявления критических точек на всех участках учета с последующей их корректировкой, приведением в соответствие.
  2. Частичное восстановление. Проводится в том случае, когда пострадал один из участков учета и необходимо привести в соответствие один из сегментов работы предприятия. Например, кадровый учет, начисление заработной платы, банковские операции или денежные потоки по счетам.

Когда необходима процедура

Процедура может потребоваться во многих случаях, которые как связаны с некомпетентными или противоправными действиями штатных сотрудников, так и нет.

В каких ситуациях приемлема операция:

  • в течение определенного времени на предприятии не велся вообще бухгалтерский и налоговый учет;
  • не утрачена или повреждена часть документации;
  • в компании работал некомпетентный бухгалтер, который не мог в полном объеме выполнять свои должностные обязанности, следуя нормам юриспруденции;
  • по итогам ревизии было выявлено значительное число ошибок, что повлекло составление не точной или недостоверной финансовой отчетности;
  • по итогам проверок со стороны ФНС предъявлены претензии в виде штрафов, пени, недоимки по факту выявленных нарушений;
  • форс-мажорные обстоятельства, повлекшие полную утрату всех данных бухгалтерского и налогового учета;
  • при необходимости привести учет в полное соответствие учета международным и отечественным стандартам, в т.ч. и в случае помощи начинающему бухгалтеру.

Каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально, оценивая качество внутреннего учета и те нарушения, которые есть в каждом сегменте работы.

Какие последствия могут быть при несвоевременном восстановлении бухучета

Последствия при несвоевременном восстановлении могут быть разными – от начисления штрафа и пени за неправильно рассчитанную налогооблагаемую базу по различным налогам до ареста счетов и конфискации имущества.

Обращайтесь в «Аудит-Финанс»

Чтобы избежать таких последствий, оптимизировать свою работу, сэкономив и на налогах, улучшить деловую репутацию и расширить сегмент рынка компания ООО «Аудит-Финанс» предлагает услугу по восстановлению бухгалтерского учета. Работы проводятся с учетом индивидуальных потребностей клиента и той специфики деятельности, которая есть в компании.