Как рассчитать себестоимость услуг и работ
Себестоимость — это основной экономический показатель, от которого зависит доход и прибыльность любого бизнеса. Для большинства себестоимость напрямую ассоциируется с затратами деятельности, но здесь есть нюансы. Есть разные виды себестоимости, они формируются под влиянием прямых и косвенных затрат; существует и несколько методик формирования такого показателя. И далее как раз о том, что такое себестоимость услуг и работ, какой она бывает и какие эффективные методы ее снижения существуют на практике.
Главное для владельца бизнеса
Себестоимость (с/с) — это комплексный показатель, который фактически показывает всю величину понесенных затрат компании для изготовления конкретного товара, предоставления услуги, выполнения работы. Чем больше себестоимость при постоянной зафиксированной величине прибыли, тем хуже для фирмы. Это напрямую уменьшает рентабельность бизнеса.
Что еще должен знать владелец:
- эффективно оценивать не саму величину с/с, а ее динамику в краткосрочной и долгосрочной перспективе (например, при отсутствии значительного роста цен на товары и услуги рационально снижение затрат и повышение прибыльности);
- с/с рассчитывается на разных циклах производственного процесса, поэтому важно оценивать показатель на уровне выпуска, реализации, сбыта и т.д.;
- при наличии большого ассортимента услуг рационально рассчитывать критерий не на весь спектр предоставленных опций, а на каждую отдельно.
Отличным методом анализа себестоимости услуг и работ является факторный анализ. Он помогает понять, насколько возрастание каждого элемента затрат влечет за собой рост себестоимости и уменьшение прибыли.
Главное для бухгалтера
Законодательство предусматривает возможность собственного разграничения затрат в зависимости от специфики бизнеса и имеющейся номенклатуры. Главный бухгалтер должен зафиксировать перечень подобных расходов в Приказе об учетной политике. И уже потом на основании внутреннего нормативного документа проводить калькулирование.
Что еще важно для бухгалтерского учета:
- для сферы налогообложения значение имеет итоговый показатель себестоимости, а вот для финансово-экономического отдела — себестоимость единицы оказанной услуги;
- на начальном этапе формирования учетной политики нужно зафиксировать перечень прямых и косвенных затрат, которые будут учитываться при расчете показателя (напомним, что прямые затраты — это те расходы, которые напрямую зависят от количества изготовленной продукции, объема предоставленных услуг; косвенные затраты — те, которые непосредственно не зависят от объема производства или оказанных услуг);
- при калькулировании услуги или работы рассчитываются такие показатели как стоимость часа работы; себестоимость квадратного метра выполненной работы и т.д. (формируется перечень показателей, принимающихся за единицу учета).
Что такое себестоимость и какой она бывает
Себестоимость в общем понимании — это общая сумма всех затрат бизнеса, которые им были понесены для выполнения конкретной работы или оказания определенной услуги. Есть компании, которым целесообразно рассчитывать затраты на конкретную единицу (что брать за основу, фирма утверждает самостоятельно). Есть предприятия, определяющие себестоимость общую за конкретно выполненную услугу или работу. Неправильного варианта нет. Практики советуют только при наличии широкого ассортимента проводить калькулирование именно единицы товара или услуги.
Экономически себестоимость формируется путем суммирования прямых и косвенных расходов:
- Примером прямых затрат служат расходы на материалы, запчасти, зарплата сотрудников-повременщиков и т.п.
- К косвенным затратам относят административные расходы, затраты на маркетинг, сбыт (определить их размер на единицу услуги достаточно сложно.)
В зависимости от временного аспекта себестоимость классифицируют на три категории:
- Прогнозная. Для расчета подобного показателя за основу берутся некие математические модели, специальные программы прогнозирования. Они предоставляют примерную величину затрат с учетом заложенных в модель показателей.
- Плановая. Формируется путем расчета планового показателя за конкретный временной отрезок с учетом запланированных иных критериев: рост цен на закупочные материалы, повышение налогов, нестабильность курса валюты.
- Фактическая. Отображает реальную величину понесенных расходов за некий промежуток времени. Именно этот показатель напрямую влияет на прибыльность компании, сумму налога к уплате.
На практике всегда сравнивается фактическая и плановая себестоимость, оцениваются абсолютные и относительные разницы, выявляются причины таких колебаний.
Зачем нужен расчёт себестоимости услуг
Расчет необходим не только для значения показателя полученной прибыли. Хотя это и является основной целью. Дополнительно он помогает:
- правильно сформировать бюджет и скорректировать его в зависимости от колебаний в величине полученной с/с;
- оценить имеющиеся риски ведения бизнеса;
- установить экономически обоснованную стоимость оказанных услуг и выполненных работ;
- точно и в полном объеме выполнить обязательства добросовестного налогоплательщика.
В целом расчет нужен для грамотного управления и принятия корректных с учетом экономической ситуации решений.
При этом важно не просто определять указанный показатель в конкретный промежуток времени. Нужно отслеживать его динамику, грамотно с учетом конъюнктуры рынка, роста цен, формировать и ценовую политику компании. Только правильно рассчитывая себестоимость, фирма может установить адекватную цену предоставляемых услуг. А это оказывает прямое влияние и на уровень конкурентоспособности конкретного субъекта бизнеса.
Что входит в расчёт себестоимости услуги
Себестоимость услуги рассчитывается по простой формуле
С/с = Прямые затраты + Косвенные затраты
Одни зависят от объема производства, оказанных услуг и предоставленных услуг (прямые), а другие нет.
И здесь у компании есть возможность самостоятельно разработать собственную классификацию затрат, отнесся конкретную статью к прямым или косвенным. Нет четкого установленного регламента, только экономическая сущность — главный критерий выбора.
Как рассчитать себестоимость услуги
Единой методики расчета себестоимости услуги нет. Причина — организации предоставляют разный спектр услуг, следовательно, и единицей калькулирования служит разный критерий. Задача компании — корректно определить ту самую единицу. Например:
- для образовательного центра таким индикатором служит час работы с учащимися. Такой вариант актуален и для школы танцев, и для языкового центра.
- для салона красоты за единицу расчета выбирается конкретно взятая услуга — маникюр, педикюр, стрижка;
- для нотариальной конторы определяется себестоимость для осуществления определенной процессуальной нормы: заверение документов, формирование иска, оформление банкротства.
Например, для расчета часа услуг образовательного центра для калькулирования себестоимости учитываются следующие критерии:
- заработная плата преподавателя за 1 час его работы;
- социальные взносы и иные начисления на зарплату, которые обязан уплачивать работодатель;
- стоимость методических материалов и канцелярских принадлежностей, используемых в процессе образовательного процесса;
- амортизация оборудования, инвентаря, мебели;
- коммунальные расходы — электроэнергия, отопление, водоотведение.
И сложность здесь как раз определить не величину прямых, а величину косвенных расходов. Их величину возможно узнать только по факту — по итогу, например, календарного месяца. В таком случае калькулирование проходит по такому расчету:
Себестоимость часа образовательных услуг (факт) = Прямые расходы на час + Косвенные расходы/Общее количество образовательных часов
На старте ведения бизнеса можно формировать только прогнозную или плановую себестоимость. И тогда за основу можно брать показатель конкурентов. А потом уже корректировать его размер с учетом фактически понесенных затрат.
Как снизить себестоимость услуг
Чем ниже себестоимость услуги или работы, тем выше прибыльность при условии, что не страдает качество. Снижение расходов — одна из ключевых задач любого бизнеса. И достичь ее можно несколькими путями:
- Использование современных методик, качественного оборудования. Автоматизация работы, минимизация человеческого фактора обеспечивает снижение прямых издержек путем уменьшения брака, отходов. Кроме того, за счет максимальной автоматизации бизнес-процессов снижаются издержки на оплату труда, социальные взносы, налоги.
- Уменьшение административного персонала. Управленческие расходы зачастую занимают весомую часть бюджета при возможности их значительного сокращения. Формирование минимального штата менеджмента обеспечивает снижение непрямых расходов.
- Повышение продуктивности труда. Чем больше сотрудник выполняет работ или услуг за единицу времени, тем ниже по стоимости такая единица. Но здесь нужна золотая середина. Ведь высокая производительность труда без мотивации и повышенной системы оплаты труда чревата высокой мобильностью кадров.
В целом перед бизнесом стоит сложная задача — постоянно снижая себестоимость, искать пути повышения качества продукции. Это помогает не только поддерживать интерес покупателя, но и качественно повышать конкурентоспособность фирмы.
Наши услуги