/ Новости /

Зачем проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности бизнеса перед продажей

В процессе ведения бизнеса собственник может захотеть продать компанию. При такой сделке происходит смена владельца. Вместе с активами предприятия новому хозяину переходят и все ранее накопленные долги.

Без предварительного анализа и тщательного исследования бухгалтерской отчетности покупателю сложно определить реальную стоимость предприятия, а также оценить возможные риски заключаемой сделки. На помощь ему приходит инициативный аудит, позволяющий принять взвешенное решение о приобретении готового бизнеса.

Зачем проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности

Кто может инициировать аудиторскую проверку при продаже бизнеса

Главное лицо, заинтересованное в проведении проверки при заключении сделки по приобретению предприятия, – покупатель. Ему необходимо определить реальную стоимость и перспективы развития бизнеса.

Но, согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», заказчиком инициативного аудита могут выступать лица, имеющие непосредственное отношение к компании:

  • собственник;
  • учредитель;
  • директор.

Покупателю, до заключения сделки, следует обратиться к руководству организации с предложением по проведению аудиторской проверки годовой отчетности. При этом ему придется самостоятельно оплачивать услуги аудитора.

Без разрешения владельцев фирмы провести аудиторскую проверку не получится. Если бизнес работает честно, то собственник легко согласится на аудит. И наоборот, отказ в проведении проверки может служить сигналом к тому, что у предприятия есть скрытые недочеты.

5 причин проверить отчетность компании перед покупкой

Покупатель должен быть уверен в достоверности информации, содержащейся в бухгалтерских отчетах. Есть 5 основных причин, почему следует проводить аудит отчетности перед заключением сделки по приобретению бизнеса:

  1. Определение реальной стоимости компании. Уставный капитал и балансовая стоимость имущества зачастую не отражают фактическую ценность предприятия. Аудит поможет рассчитать рыночную цену бизнеса.
  2. Снижение налоговых рисков. Если у продаваемой организации есть неуплаченные налоги, пени, штрафы, а также операции, не отраженные в налоговых декларациях, то в случае проверки госорганами отвечать по долгам будет новый собственник.
  3. Юридическая экспертиза заключенных договоров. Приобретая компанию, покупатель хочет получить в первую очередь базу поставщиков и рынки сбыта. Для этого необходимо проанализировать условия действующих контрактов.
  4. Инвентаризация имущества. Аудит позволяет установить фактическое наличие и состояние активов компании. Возможно, часть оборудования только числится на балансе, а на самом деле уже не пригодно к эксплуатации.
  5. Исключение прочих «подводных камней». Комплексная проверка способна выявить скрытые риски, такие как истечение срока действия лицензии или договора аренды, подделку финансовых документов, схемы мошенничества.

После проверки аудитор составляет заключение, в котором описано реальное состояние предприятия. Если в процессе проверки будут выявлены нарушения в учете или отчетности, то на основании аудиторского заключения покупатель вправе потребовать снижения стоимости бизнеса или устранения выявленных недочетов. Также он может полностью отказаться от покупки.

Как проводят аудит перед продажей бизнеса

Существует 2 способа проведения аудита – выборочный и сплошной. В первом случае проверке подвергают отдельные участки учета и отчетности. При втором методе проводят анализ всей документации предприятия за установленный период.

Продавец и покупатель вправе самостоятельно определить, каким способом проверять компанию. Сплошная проверка займет больше времени и будет стоить дороже для заказчика. При этом, она даст более объективную информацию о предприятии. Выборочный аудит позволит изучить отдельные направления деятельности фирмы и определенные документы.

После того, как участники сделки договорились, они составляют техническое задание для аудитора, на основании которого он будет проводить инициативный аудит. Чаще всего при инициативном аудите анализируют следующие направления в работе компании:

  • учетную политику организации;
  • налоговые регистры и декларации за последние 3 года;
  • систему внутреннего финансового контроля;
  • хозяйственные операции, вызывающие подозрение с юридической точки зрения;
  • ликвидность активов предприятия.

После аудита покупатель сможет сделать выводы о финансово-хозяйственном положении компании и принять решение о приобретении бизнеса.

Регулирование работы аудитора при инициативном аудите

Деятельность аудиторских фирм регулируется Федеральным законом № 307-ФЗ. Проводить проверку могут только компании, состоящие в СРО, и имеющие свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В штате фирмы должно быть не менее 3 аудиторов, трудоустроенных в соответствии с ТК РФ. 51% уставного капитала аудиторской компании должен принадлежать аудиторам.

На рынке услуг есть предложения по экспресс-аудированию.

Для проверки годовой отчетности при покупке бизнеса необходимо привлекать именно независимую аудиторскую компанию, состоящую в СРО. Аудиторы такой фирмы подготовят достоверный отчет, и будут нести ответственность за информацию, содержащуюся в нем.

Наши услуги