Особенности аудита малых предприятий
Аудит позволяет оценить достоверность финансовой отчетности компании; проверить общий уровень платежеспособности и ликвидности фирмы (с учетом представленной в документах информации). Часть бизнес-окружения скептически относятся к такому виду проверки, хотя для многих она позволяет не только выявить возможные ошибки, но и повысить общий уровень рентабельности, конкурентоспособности на рынке.

Что такое малое предприятие
Малое предприятие должно соответствовать ряду критериев для получения подобного статуса. Основные из них:
- доходность бизнеса — не более 800 000 млн рублей. Важно: учитываются денежные потоки от всех направлений деятельности (основная, финансовая, инвестиционная);
- штатная численность персонала — не более 100 человек (в зависимости от сферы).
Все критерии оцениваются за период, предшествующий отчетному. Например, для получения статуса субъектов малого бизнеса в 2025 учитываются показатели отчетности за 2024 год.
Помимо доходности и штата оценивается удельный вес государственных, муниципальных организаций в уставном фонде компании. По нормативной базе такая доля не должна превышать 25%. Что касается учредителей-юридических лиц, являющихся нерезидентами, то пороговое значение составляет 49%.
Важно: организации не обязаны информировать налоговые органы о том, что они по всем указанным критериям соответствуют малому предпринимательству. Внесение в государственный реестр осуществляется автоматически без привлечения налогоплательщика.
Основные преимущества малого предприятия:
- возможность участия в государственных и муниципальных программах поддержки бизнеса;
- льготное налогообложение и упрощенное ведение бухгалтерского учета;
- возможность участия в тендерах по упрощенным алгоритмам.
Обязателен ли аудит малого предприятия
Корректировка нормативной базы в 2021 году позволила освободить малые предприятия от обязательного аудита. Но никто не запрещал компаниям проводить добровольную проверку с привлечением сторонних консалтинговых фирм.
Например, статистика последних лет говорит следующее: по результатам налоговых проверок субъектов малого бизнеса часто фиксируются факты доначисления налоговых обязательств. Особенно такая тенденция прослеживается как раз с 2021 года. При этом фирмы платят не только неуплаченную часть налогов, но и дополнительно начисленные пеню и штраф. Результат — увеличение текущих расходов.
Бизнес, который привлекает к работе аудиторов, реже встречается с внеплановыми проверками, штрафами, судебными разбирательствами и т.п.

Аудит субъектов малого предпринимательства
Аудит малого бизнеса является добровольным. При условии, что бизнес не “вышел” за утвержденные критерии; не потерял свой статус. Это значит, что компания:
- самостоятельно выбирает аудиторскую фирму и заключает с ней договор;
- принимает участие в формировании базовых целей и задач проверки;
- определяет тип аудита — частичный или полный.
Процедура проводится по тому же алгоритму, что и обязательный аудит. Иногда основным недостатком контроля может стать желание собственника принимать активное участие в процессе.
Общий алгоритм аудита субъектов малого предпринимательства:
- Предварительный этап. Утверждается аудиторская группа, разрабатывается план и программа аудита. Группа может состоять из 1-2 человек. Формируется базовая стратегия: цель, задачи. Оценивается объем работы, сроки ее выполнения. На подготовительном этапе проводится поверхностное ознакомление со спецификой бизнеса. Например, это торговля, строительство, сфера обслуживания. Разрабатываются рабочие формы для аудита.
- Основной этап. Непосредственный аудит финансовой отчетности. Здесь все сугубо индивидуально. Инвентаризация, выезд на объект, запрос выборочной первичной документации, выявление неточностей, оценка их уровня существенности. Аудитор непосредственно оценивает достоверность финансовой отчетности, проводя расчеты, анализ, проверку.
- Заключительный. Формирование аудиторского заключения. Специалист должен в письменном виде за счет своего независимого профессионального суждения подтвердить или нет достоверность финансовой отчетности. Документ может быть нескольких видов: положительное, отрицательное или модифицированное заключение.
Аудитор имеет право в процессе работы отказать в предоставлении вывода, но только при условии, что сам субъект малого бизнеса препятствовал проведению проверки. Как правило, на практике такие случаи единичны. Преимущество — аудиторы часто разрабатывают алгоритмы и рекомендации, как в будущем не допустить выявленные ошибки; повысить эффективность работы отдельных участков.