Аудиторская проверка расчетов по оплате труда
Аудит – проверка финансовой деятельности организации на соответствие нормативным актам, законодательству, принятым стандартам. Проверка обязательна, если по данным за год, предшествующий проверяемому периоду, активы баланса организации превысили 400 млн. рублей, доход превысил 800 млн. рублей. Бухгалтерские данные берутся из налогового учета. Есть список организаций, которые подлежат обязательному аудиту, не зависимо от финансовых показателей.
Зачем нужна проверка расчетов по оплате труда с сотрудниками
Аудит оплаты труда – проверка правильности начисления зарплаты работникам, выявление соответствия начисленных сумм установленным законодательством нормам. Начисления работникам проверяют разные ведомства – Фонд социального страхования, налоговая, трудовая инспекции, прокуратура, такие проверки чреваты штрафами для руководителя и ответственных лиц. Чтобы избежать штрафных санкций, можно заранее провести внешний аудит, привлечь аудиторскую фирму.
Аудиторская проверка начисленных выплат востребована при судебных разбирательствах. Любое заинтересованное лицо за свой счет может привлечь аудитора для проверки. Часто это происходит в спорных ситуациях по зарплате. Работник предприятия, работающий или уволенный, может нанять специалиста, который проверит правильность начисления зарплаты за определенный период. Проверяется оплата труда только заинтересованного лица.
Для акционерных обществ, кредитных, страховых организаций, фондов аудит обязателен. Осуществляется по итогам отчетного года, на основании отчетности и финансовых показателей.
Независимо от причины аудиторской проверки, эксперт оценит первичную документацию, внутренние локальные акты работодателя, организационно-распорядительные документы.
Этапы аудита
Аудит проводится поэтапно:
- Изучается первичная документация по начисленной, выплаченной, депонированной зарплате, правильность оформления.
- Далее проводится арифметическая проверка начисленных сумм.
- Проверяется обоснованность начисленных сумм. Основанием для начисления являются приказы, положения, коллективный договор, штатное расписание, табель.
- Проверяется правомерность предоставления налоговых вычетов.
- Изучаются исполнительные листы, правильность удержания по ним.
- Данные в первичной документации сверяются с регистрами бухгалтерского учета.
Документы, подлежащие проверке
В первую очередь изучаются документы по кадровому делопроизводству, первичная документация:
- Трудовые договора, дополнительные соглашения к ним.
- Приказы о приеме на работу, о постоянных и разовых доплатах.
- Штатное расписание.
- Табель учета рабочего времени.
- Записка-расчет отпускных, больничных, при увольнении.
- Расчетно-платежная ведомость.
- Ведомость на перечисление зарплаты в банк, расходные кассовые ордера на выплату.
- Акты выполненных работ по договорам ГПХ.
- Командировочный лист.
- Наряд на сдельную работу.
- Тарификации.
- Больничные листы.
Кроме того, организация может разработать и ввести в действие другие первичные документы, в которых отражается начисление. Например, записка по расчету начислений за месяц, ведомость-расчет по видам доплат и другие.
Какие учетные регистры проверяют
Кроме первичных документов проверяются учетные регистры по зарплате. К ним относятся счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По дебету отражаются выплаты и удержания, по кредиту начисления. Кредитовый оборот сличается с расчетно-платежной ведомостью. Дебетовый оборот — с платежными ведомостями и кредитовым оборотом счета 68. Остаток по счету 70 – долг по зарплате на начало месяца.
Счет 68 «Налог на доходы исчисленный» отражает данные об удержанном налоге, перечисленном в ИФНС, задолженности в бюджет на начало месяца.
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражает суммы начисленных и оплаченных взносов с начисленной зарплаты.
Проверяются сведения по счетам 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части удержанных алиментов.
Сведения, учтенные на бухгалтерских счетах, переносятся в квартальные и годовые отчеты: о финансовых результатах, баланс, декларацию по налогу на прибыль.
Нормативная база
Нормативно-правовая база, на которую опираются аудиторы при проверке — законодательные акты, положения, а именно:
- Кодексы налоговый и трудовой, Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
- Положения по бухгалтерскому учету.
- Постановление Правительства №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
- Методические рекомендации, отраслевые стандарты.
- Документы, нормативные акты, разработанные на предприятии.
Опираясь при проверке на эти документы, аудитор выявляет нарушения, несоответствия. По итогам проверки составляется аудиторское заключение.
Наши услуги